Расскажите о себе.
- Автор: Пол Варнелл (переводы)
- Опубликовано 06/13/2006
- Общество , Гей-движение
- Нет рейтинга
Тринадцать лет назад, когда геи баламутили страну после поражения в борьбе за равенство прав в армии, закончившейся законом "Не спрашивать, не говорить", тогдашний президент Билл Клинтон призвал геев и лесбиянок "рассказать о себе", чтобы изменить мнение населения в свою пользу.
Совет был дан слишком поздно, чтобы иметь какое-нибудь практическое значение в вопросе о службе геев в армии. Но это был важный совет в долгосрочной перспективе, и мы не воспользовались им по своей собственной вине.
Каждый год во время очередного гей-парада гордости гомосексуалы выходят на улицы больших городов, неся транспаранты и скандируя лозунги "гей-гордость", "гей-прайд", "гей и горд этим" и так далее. Мне кажется, это неплохие лозунги, направленные на закрытых геев и лесбиянок, лозунги, которые говорят, что возможно быть геем и одновременно уверенным в себе человеком с чувством собственного достоинства. Очень много гомосексуалов до сих пор остаются "в подполье".
Но я подозреваю, что идея "гей и горд", "гей и не стыжусь быть собой" имеет нулевой эффект для большинства гетеросексуалов, существенная часть из которых либо рефлекторно антагонистичны по отношению к геям, либо сомневаются по их поводу. Нет никакой логической связи между фактом, что человек не стыдится быть собой, и идеей, что этот человек заслуживает уважения и равных прав и свобод. Никто же, переключая каналы телевизора и наткнувшись на трансляцию с гей-парада, не повернется к жене и не скажет: "О, посмотри Марта, геи теперь не стыдятся быть собой. Мы должны дать им равные права".
Национальный Каминг-аут День (National Coming Out Day) имеет другой подход: это особенный повод для геев и лесбиянок открыться своим друзьям и родственникам. Нет никакого сомнения, что этот день полезен. Он позволяет другим людям узнать, что они знакомы с гомосексуалами в жизни. Опросы показывают, что существует корреляция между знакомством с реальными геями и более положительным к ним отношением.
Но я думаю, что это справедливо только когда опрошенные уже знали, уважали и хорошо относились к людям, совершающим каминг-аут. Если человек, признающийся в своей гомосексуальности, неприятен, то каминг-аут будет иметь маленький эффект. Наоборот, это может даже усилить отрицательное отношение к гомосексуалам. Мы все сталкиваемся с геями и лесбиянками, с которыми мы не хотим иметь ничего общего и в душе желаем, чтобы они лучше оставались "в подполье".
А потом, совсем не очевидно, что каминг аут изменяет мнение людей по отношению к геям. Опросы показывают корреляцию, а не причинную связь. Вполне возможно, и даже более вероятно, что гомосексуалы открываются только тем людям, от которых они ожидают понимания и которые уже каким-то образом показали, что они в целом толерантны и отзывчивы.
Нам остается только рассказывать о себе и своей жизни. Под призывом "рассказать о себе" Клинтон (и это не только его совет) без сомнения имел в виду призыв объяснить людям, как мы постепенно осознали свою гомосексуальность, те колебания и психологический дискомфорт, которые мы испытывали, обиду и боль от антагонизма общества, наши усилия принять себя, как мы живем сейчас и так далее.
Цель подобных рассказов о своей жизни в том, что это наиболее эффективный возможный способ опровергнуть идею, что быть геем - это некоторый выбор или сознательное потворство своим капризам. Нелогично говорить, что кто-то выбирает свои сексуальные чувства или эмоции. Скорее, человек открывает их в себе, а иногда он может попасть под их власть, часто к своему собственному удивлению.
Рассказывая о себе, мы можем создать эмоциональную связь, которая затем может помочь в некоторой степени понять, что мы испытывали. И, показывая общечеловеческие проблемы своей жизни, мы тем самым можем уменьшить это загадочную "инаковость" гомосексуальности.
Но для большинства из нас, для тех, кто уже вышел из "подполья", не так просто мысленно вернуться в те времена, когда, быть может, мы переживали по поводу своей гомосексуальности, пытались подавить свои чувства, беспокоились о возможных последствиях своей сексуальной ориентации, и изо всех сил скрывали свои желания от других. Это часто очень болезненный опыт, который нам не хотелось бы вспоминать. Поэтому гораздо легче носить значок "гей и горд этим" так, будто это всегда было легко.
Мне кажется, что вспоминать прошлое особенно тяжело мужчинам. В нашей культуре женщинам можно, и даже, пожалуй, нужно говорить о своих чувствах и эмоциях. А мужчинам - нет. Рассказывать подробно о несчастьях, нерешительности и страхах для мужчин считается признаком слабости, отсутствием уверенности в себе и контроля над собой, короче говоря, несостоятельность в мужских качествах.
Но это задание, которое, тем не менее, надо выполнять, выборочно, в правильное время и при определенных условиях. К счастью, большинство людей любят слушать истории со счастливым концом - о спасении, триумфе над несчастьями, торжестве справедливости. Рассказанные таким образом, наши жизненные истории будут звучать неплохо и одновременно помогут людям понять наши усилия.
Пол Варнелл, впервые опубликовано Chicago Free Press, 31 мая, 2006
Перевод Ольга Кузнецова,